Ностальгическо-“прикольный” автопрокат: финн придумал сдавать в аренду советские “Лады”

Ханну Лаурикайнен – бывший сотрудник Министерства транспорта и связи Финляндии. Последние шесть лет, до весны 2020 года, он работал в Брюсселе, но в коронавирус оказался безработным, поэтому вернулся на родину и решил заняться чем-то «для души». Ханну хотел попробовать себя в бизнесе, идею о гостинично-ресторанном деле отверг сразу: пандемия доказала, что риски в этой сфере слишком высоки. Тогда ему в голову пришла необычная идея – купить несколько старых советских автомобилей, отремонтировать их и сдавать напрокат.

– На финском рынке аренды точно не было предложения «классических», «ностальгических» автомобилей, вот я и подумал: почему бы не проверить, найдется ли спрос на такую услугу? – говорит Ханну.

В 1970-80-е годы автомобили, выпускаемые на экспорт под маркой Lada советским заводом АвтоВАЗ, считались народным автомобилем в Финляндии. Был период, когда в год регистрировали более 10 тысяч новых машин в стране.

Для финнов ВАЗы были куда доступнее, чем для жителей страны советов, и рекламировались на западный манер. К тому же сюда шли специальные экспортные машины, вроде модели LADA LS 1200, выпущенной в ограниченном количестве специально по случаю московской Олимпиады-1980. Советская классика в Финляндии и сегодня не редкость. Но такие машины почти не используются для повседневных поездок. «А зря», – подумал Ханну, и решил запустить бизнес по аренде советских авто.

– Раньше как было? Если у тебя «Лада», значит, все понимали, что у тебя не очень много денег. Теперь же, если у тебя есть старая «Лада» – это круто! – говорит Ханну.

Свою фирму он назвал Siperian Hummeri Oy. Дословно «Siperian Hummeri» переводится как «Сибирский лобстер», но есть и второе название: в разговорном финском языке hummeri обычно называют внедорожник хаммер. Именно «Сибирским Хаммером» называли «Ниву» в те времена, когда советские автомобили пользовались популярностью в Финляндии. Это название, по мнению финнов, совмещало надежность американского военного автомобиля и северный характер внедорожника, не знающего себе равных в тайге – в поездках на охоту и рыбалку. К тому же «Нива» всегда была гораздо доступнее «Хаммера» по цене и проста в ремонте.

Сейчас в автопарке «Сибирского Хаммера» около десятка «Жигулей» – «копейки», «тройка», «пятерка», «шестерки» и «Нивы». У каждого из них, по словам Ханну, свой характер, своя история и даже свое имя. Зеленая «Нива» по прозвищу «Босс»  когда-то принадлежала директору колхоза, возила большого начальника. А желтая «Копейка» похвастаться чем-то особенным не может, поэтому и зовут её просто – «Копейка». Зато она самая любимая, потому что была куплена первой, почти год назад. А самая популярная у клиентов машина – голубой ВАЗ 2101 по прозвищу «Пучеглазый» («Nappisilmät», можно также перевести как «пуговицеглазый» – общее прозвище большинства советских ВАЗов с круглыми выпуклыми фарами). Ханну не понимает до конца, чем вызван такой интерес к «Пучеглазому» и шутит, что собирается все свои автомобили перекрасить в голубой цвет.

Ханну пока сам не понял, кто же его «типичный» клиент и почему люди выбирают ту или иную машину. Из разговоров с ними понятно, что мотивация самая разная.

– Кто-то арендует машину из-за ностальгии, потому что это была его первая машина много лет назад. Кто-то делает такой «подарок» своим детям, мол, посмотрите и попробуйте, на чем мы когда-то катались, вот такое это дерьмо, но красивое дерьмо! А кто-то просто хочет попробовать на дороге что-то новое, экзотическое, – говорит Ханну.

Лаурикайнен уже оценил не только недостатки, но и достоинства своих автомобилей. С одной стороны, они постоянно ломаются, и запчасти приходится заказывать чуть ли не каждый день. Больших сложностей в этом, впрочем, нет, потому что в Финляндии есть фирма, которая специализируется на поставках запчастей для старых советских машин.

С другой стороны, ремонт советских машин не такой сложный и дорогостоящий, как современных высокотехнологичных авто.

– Мой друг – механик, работает в мастерской по соседству. Сложный ремонт я доверяю ему. Но вообще-то многое можно отремонтировать своими руками, в этом и прелесть советских авто: они очень простые. Конечно, этому надо сначала научиться, но если научился, то это не сложно, – считает Ханну.

– Самым сложным в том, чтобы запустить бизнес, стал поиск автомобилей с оригинальным внешним видом, салоном, аксессуарами. В отличие от «музейных» авто, которых в Финляндии великое множество, но используются они в основном для автопарадов или редких показательных выездов, для техники «Сибирского Хаммера» важен внешний вид, а не оригинальный двигатель под капотом (впрочем, они тоже в основном оригинальные). В Финляндии каждый день на продажу выставляют по 50 автомобилей «Лада» и «Жигули». Но среди них почти нет тех, которые сохранили оригинальный внешний вид. Поэтому я покупал свои машины в Эстонии, Латвии и Литве. Я бы и в России купил, если бы не коронавирус, – говорит Ханну. – Финляндия всегда была страной гонщиков, автомобили и в старые времена переделывались так, чтобы ездить быстрее и комфортнее. И поэтому менялось все, кроме кузова. В том числе – сиденья, рули, колеса, ручки переключения передач и т.д. Но такую машину нет смысла сдавать в аренду, потому что в ней нет духа советского автопрома. 

 Средняя цена аренды советских автомобилей в «Сибирском Хаммере» около 100 евро в день. «Копейка» стоит дешевле – 70-80 евро, а черная «шестерка» по прозвищу «Министр» – самая дорогая, потому что она в идеальном состоянии и выглядит по-своему «дорого», её аренда стоит 120 евро. Также в салоне можно взять любую машину  напрокат на полчаса, просто чтобы покататься, за 50 евро.

Фото с Facebook/

https://www.severreal.org/

Теги

Новости по теме