Американский ответ на ультиматум Москвы

10 января в Женеве стартовали переговоры, названные “Диалогом о стратегической стабильности”. Темой переговоров стали российские претензии на признание Западом протектората РФ над всеми республиками бывшего СССР. Предварительный неофициальный раунд состоялся вечером 9-го, в ходе совместного делового ужина.

Московский план

Российские требования были сформулированы в виде проектов договора  между Россией и США и соглашения между Россией и странами-членами НАТО. Проекты были переданы американской стороне в ходе встречи в МИД РФ 15 декабря, а 17 опубликованы на сайте МИД РФ в открытом доступе.

Требования России включают обязательство стран НАТО, но не всех, а лишь состоявших в Альянсе по состоянию на 27 мая 1997 года, не размещать свои ВС и вооружения “на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года”. С учетом пяти стадий расширений НАТО в 1999-2020 годах, это требование не может быть удовлетворены в такой форме. Очевидно, что выдвигая его Кремль рассчитывает на торг, в ходе которого надеется выторговать отказ Запада от помощи Украине, и сдачу ее в сферу российского влияния. При этом, Москва посылает сигналы о готовности отказаться от Молдовы, включая Приднестровье. Но россияне, как всегда лукавят и пытаются сбыть ПМР в Молдову снабдив ее  “максимально особым статусом”. Тогда, при следующем изменении ситуации, с учетом де-факто общей границы с Россией, чего россияне надеются достичь путем либо поглощения Украины, либо превращения ее в лишенную суверенитета колонию,  в сферу российского влияния можно будет вернуть и Молдову.

Второе направление игры, которую ведет Москва – обмен “сфер влияния” на мир в Европе. Ровно то же делал Гитлер, добиваясь расчленения Чехословакии.

Контригра США

Представление о ней дает проект соглашения “О мерах по восстановлению и утверждению безопасности, принципов международного права, прав человека и духа сотрудничества в Восточной Европе”, сканы которого всплыли вечером 9-го в соцсетях, в нескольких публикациях с ограниченным доступом.

Проект предполагает широкий круг подписантов, не ограниченный США, странами НАТО и Россией, как это предложил МИД РФ в своем. Таким образом, в его обсуждение и подписание вовлекаются все страны Восточной Европы и бывшего СССР, которые в российском плане лишены политической субъектности, являясь просто объектом сделки.

Американские предложения включают признание границ экс-республик СССР на момент подписания Беловежского соглашения 8 декабря 1991 года (статья 1). Это ломает российскую аргументацию, вводя в обсуждение вопросы о расчленении Грузии и аннексии Крыма. Также в тектсе соглашения указано, что его участники “считают недопустимым включение суверенного государства, без его публичного на то согласия в сферу интересов или сферу влияния другого государства”. Таким образом, претензии Москвы на особые права в отношении стран бывшего СССР и Восточной Европы отвергаются.

Соглашение также декларирует намерение его подписантов заняться отладкой “традиционных механизмов обеспечения международной безопасности, в частности в Совете Безопасности ООН”, путем “начала многостороннего диалога о путях реформирования этих механизмов в направлении большей гибкости и эффективности при сохранении обязательного соблюдения суверенитета всех государств-членов ООН” Это явный намек на одно из чувствительных мест Москвы: сомнительное, с юридической точки зрения, наследование РФ постоянного места СССР в СБ ООН, которое давно критикуется специалистами по международному праву – и может быть опротестовано.

Отдельно в проекте обсуждаются вопросы непризнания аннексии и оккупации, ответственность и обязательства, ложащиеся на государство-оккупанта, соблюдение норм, законов и обычаев войны, а также международного морского права. Последний пункт прямо затрагивает пиратское поведение России в Азовском и Черном морях.

Вынося на обсуждение такой контрпроект, список подписантов которого может быть неограниченно расширен, США создают развилку, где оба варианта российских действий – и его обсуждение, и отказ от обсуждения, для Москвы в одинаковой степени проигрышны.

Американский план хорошо перекликается и с остальной информацией, всплывшей вокруг переговоров.

Телеканал “Аль-Джазира”, со ссылкой на официальные источники, сообщил, что США готовы пойти на уступки России: ограничить проведение маневров в Восточной Европе и не поставлять в Украину наступательных ракетных вооружений – но лишь при условии, что Россия отведет от украинских границ свою ударную группировку. При этом, США не готовы сокращать свое военное присутствие в Восточной Европе, а в случае вторжения в Украину обещают поместить Россию в число стран-изгоев, наряду с Кубой, Ираном и КНДР.

А еще, за день до встречи в Женеве, 8 декабря, в NYT появилась статья о том, что министерство торговли США подготовило запрет на экспорт в Россию любой микроэлектроники, разработанной в Соединенных Штатах и/или содержащей элементы американского производства. Запрет предполагается распространить на смартфоны, ноутбуки, холодильники, стиральные машины и т.п. Если он будет реализован, это вернет Россию в “теплую ламповую эпоху”. Ранее о запрете на ввоз в Россию смартфонов говорили лишь как об отдаленной, и не очень вероятной перспективе.

Похоже на то, что американский план успешно работает. Во всяком случае, поведение главы российской делегации, зам.министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова к концу первого дня переговоров стало значительно приличней. Так, если 9 декабря Рябков, едва приехав в Женеву, заявил, что “НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года”, то вечером 10-го он резко сбавил тон, и заговорил о “сложных, глубоких и конкретных переговорах по гарантиям безопасности” и о том, что “поиск баланса интересов возможен”.

P.S. Итоги: по результатам 8-часовых переговоров  позиции не сблизились.

Позиция США:

–  В случае нового вторжения РФ в Украину ответ Запада и США будет жестче чем в 2014 году. В том числе и за счет новых санкций в отношении ключевых финансовых институтов РФ.

–  США не намерена решать вопрос вступления в НАТО других государств, запрещая им это делать. Тем более, расписываться за них без их участия.

–  РФ может продемонстрировать, что опасения относительно вторжения в Украину – избыточны. Надо просто вернуть войска в казармы.

Позиция РФ:

–  Москва настаивает на нерасширении НАТО.

–  Заявления США по поводу концентрации войск на границе с Украиной расцениваются как угрозы со стороны Запада

–  РФ нужны «железобетонные гарантии», что Украина и Грузия никогда не станут членами НАТО.

Ильченко Сергей https://ava.md/2022

Теги

Новости по теме