Принятый Радой 30 ноября законопроект №5600 о повышении налогов едва ли не самый большой удар наносит по владельцам земельных наделов и производителям сельхозпродукции.
Если говорить кратко, то вводится так называемое минимальное налоговое обязательство. Это сумма налогов, которые ежегодно должны платить все аграрии – примерно 5% от стоимости земли. Если сумма налогов окажется ниже минимального налогового обязательства, составляющего около 1400 гривен на гектар, то придется доплатить.
Кроме того, фермеры получат еще один дополнительный налог. Если они получат от продажи сельхозпродукции дохода более чем 12 минимальных зарплат в год, то есть около 72 тысячи гривен, то они обязаны будут платить 18% НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Поскольку порог установлен невысоким, то платить должны будут почти все.
Правда, возникает проблема с администрированием и отслеживанием этих доходов, которые извлекаются в налично-денежной форме, фактически в теневом обороте.
Теперь более подробно об этих нововведениях, их сути и последствиях, выходящих далеко за пределы земельных отношений и налогов.
Итак, вводится так называемая «минимальная налоговая нагрузка на землю». Это дополнительный налог, наряду с существующим сейчас налогом на землю.
Минимальное налоговое обязательство — это налог на тех, кто выращивает собственную сельхозпродукцию, содержит домашний скот или сдает землю в аренду (либо арендует). Фактически это любые земельные угодья, которые используются или даже просто могут использоваться для сельскохозяйственного производства, вплоть до семейного фермерства как юридическими, так и физическими лицами, причем среди последних могут быть как предприниматели, так и просто граждане, которые выращивают что-либо на своих огородах или разводят домашний скот, либо могут просто теоретически это делать, поскольку в их собственности имеются определенные земельные наделы.
Более того, они могут даже ничего и не выращивать, но им припишут такое выращивание, чтобы взять с них налоги, а заодно лишить субсидии по коммуналке, о чем далее.
Минимальное налоговое обязательство исчисляется по следующей формуле: нормативно-денежную оценку земли для конкретного региона умножают на площадь участка, количество месяцев обработки земли (или ее сдачи в аренду), коэффициент (0,05, а для ФОПов на четвертой группе — вдвое меньше) и делят на 12.
Средняя нормативно-денежная оценка пахотной земли в Украине составляет 26400 гривен за гектар. В этом случае, за гектар угодий придется заплатить около 660 гривен налога в год при условии, что земля обрабатывается в течение 6 месяцев. При этом ФОПы на 4-й группе заплатят вдвое меньше из-за понижающего коэффициента. Если в пользовании находится значительный массив земли, то сумма окажется вполне весомой, причем она, повторим, добавится к уже существующему налогу на землю. Плюс к этому, придется платить еще и единый социальный взнос (ЕСВ).
Поскольку в некоторых регионах нормативно-денежная оценка выше указанной средней, например, более 33000 гривен, то в этих областях сумма минимального налогового обязательства будет выше.
Минимальное налоговое обязательство для физических лиц будут устанавливать контролирующие органы, но, как сказано выше, не менее минимального налогового обязательства, составляющего около 1400 гривен на гектар, а в противном случае придется доплатить. Отсутствие четкого унифицированного и обязательного для всех механизма приведет к волюнтаризму, коррупции и беспределу, как всегда у нас в таких случаях.
Еще одна показательная деталь состоит в том, что под новый налог попадает земельный участок свыше полугектара. Таким образом, даже из тех «бесплатных 2 гектаров», которые многие получили по закону, придется платить налог за полтора гектара.
Но и это еще не все. Согласно действующим пока нормам, в доходах физического лица при налогообложении не учитывается сельхозпродукция, выращенная на участке площадью 2 гектара. Теперь эту норму сократили до полугектара. Опять-таки, при выращивании урожая на «бесплатных» 2 гектарах придется платить налог с того, что выращено на полутора гектарах и только на полугектаре можно будет огородничать без последствий для своего кармана в виде новоявленного налога.
Все, что выращено на площади свыше полугектара, приплюсуют к общему доходу физлица и обложат подоходным налогом в размере 18% плюс военный сбор 1,5%. А поскольку общий доход учитывается при назначении субсидий, то выросшие или даже реально не выросшие на участке пара мешков картошки и кабачков могут стать основанием для лишения субсидии на коммунальные услуги. И можно быть уверенным, что количество якобы выросшего урожая (кто, как и когда мерить будет?), а также цена, по которой фискалы будут учитывать эту картошку с кабачками в доходе физлица имярек, будут устанавливаться таким образом, чтобы «натянуть по максимуму» совокупный доход, отказать в субсидии и тем самым максимально сократить расходы на субсидирование.
Здесь очень важной является приведенная выше оговорка о том, росла ли на участке картошка на самом деле. Если подходить шире, то выращивал ли гражданин имярек эту картошку на своем земельном участке вообще? А если не только на своем? А уродила ли эта картошка? А продавал ли он эту картошку или съел ее сам в тесном семейном кругу и завез мешок престарелым родителям? Придется доказывать, что картошку не продавал, а выращивал для своих нужд, причем «доказывать», как обычно, коррупционным путем? Помнится, при Сталине тоже налогом облагали каждое фруктовое дерево на подворье, так селяне все деревья вырубали, но тогда могли дать срок за вредительство.
Тем более что фискалам будет дано право начислять налоги по земельным участкам, которые обрабатываются без документов и поиск которых будут осуществлять местные власти…
Имеется вполне обоснованное подозрение, что все это делается в связи с началом с 1 июля так называемой земельной реформы и открытием так называемого рынка земли. Увеличением налоговой нагрузки на землю, а также извращениями на тему налогообложения (не)существующего урожая на земельном наделе граждан могут подталкивать к тому, чтобы поскорее избавиться от земельных наделов в рамках объявленной так называемой консолидации. Избавление от земли придет в виде крупного землепользователя, который выкупит эту землю на своих условиях и за ту сумму, которая устроит его, а не нынешнего владельца.
Ну, это если еще выкупит, а не просто отберет, например, за какие-нибудь долги, в том числе, по указанным налогам за сгнившую картошку и не принявшиеся помидоры.
«Для крупного и среднего бизнеса вводить такой налог, возможно, и имело смысл, так как с его помощью с рынка можно изъять часть теневых доходов. Но вводить такую схему нужно было для владельцев не менее 10 тысяч гектар. Опустив планку до 50 соток, государство тем самым готовит удар по мелким фермерам и простым селянам. Людям, у которых есть земля, теперь придется платить минимальное налоговое обязательство, даже если они эту землю не используют. По-сути, это начало процесса обезземеливания украинцев, так как многие будут вынуждены продавать участки”, – так характеризует социально-экономическую адекватность норматива экономический аналитик Алексей Кущ.
Напоследок вкратце напомним следующее. В Европе, на которую у нас модно ставить в пример, семейное сельское хозяйство является объектом не только достаточно трепетного отношения, но также существенной финансовой поддержки и субсидирования со стороны государства, потому что это, прежде всего, занятость и хотя бы минимальный уровень жизни.
У нас же начинается явный «узаконенный» и просто беспредел по экспроприации земли мелких собственников в пользу крупного землевладения. Это не европейский, а латиноамериканский и теперь еще африканский путь развития с соответствующими социальными последствиями.
По матеріалам https://from-ua.com/